Развитие фармацевтической отрасли может пойти вразрез с желаниями аптек

Как передает «Р Р‘Рљ», согласно новому плану, возможно введение ограничения доли аптечных сетей и дистрибьюторов, обязательств для аптек открывать точки в коммерчески непривлекательных местах и отдавать более 50% витрин под российские лекарства. Пока речь идет о техническом задании, подготовленном подгруппой межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан и обращения лекарств. Чиновники говорят, что для аптечных сетей нет антимонопольных ограничителей и это нужно исправить.

Производители жалуются на аптеки из-за навязывания маркетинговых акций, а покупатели — из-за навязывания дорогостоящих лекарств при наличии дешевых аналогов. Чтобы это не происходило, специалисты предлагают ограничить долю аптечных сетей до 10% в пределах субъекта и до 3% от всего российского рынка.

Также предполагаются ограничения для дистрибьюторов на уровне 5% от всего фармрынка и 15% на уровне субъекта. Чиновники считают, что аптечные сети должны создавать точки в «коммерчески непривлекательных населенных пунктах и создавать аптеки с производственными отделами в рамках социальной ответственности». Не исключено введение запрета на создание дискриминационных условий для доступа лекарственных препаратов в аптечную сеть (аптеку).

К 2021 году доля российских лекарств в общем объеме продаж в денежном выражении должна быть минимум 50%, а к 2030 году — минимум 65%. При этом депутаты предлагают создать список отечественных лекарств по непатентованным наименованиям, наличие которых в аптеках обязательно. В самих аптеках минимум 50% площади витрин должны отходить российским средствам и дешевыми лекарствам. Цель — наличие не менее трех препаратов российского производства на каждый препарат иностранного производства в рамках непатентованного наименования.

Инициативы чиновников также включают введение заявительного порядка регистрации цен на лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно важных, низшего ценового сегмента (до 50–100 рублей). Это должно предотвратить «вымывание» самых доступных средств. Пока цены устанавливают Минздрав и ФАС.

Комментирует Евгений Нифантьев, владелец аптечных сетей «Неофарм» и «Столички», председатель координационного совета Российской ассоциации аптечных сетей (РААС): «Озвученные меры ослабят конкуренцию в отрасли. К примеру, вместе с отменой маркетинговых бонусов от производителей это приведет к стремительному росту цен и непредсказуемым социальным последствиям, поскольку эти бонусы и возможность масштабировать бизнес позволяли рынку сдерживать рост цен на наиболее важные препараты».

А вот гендиректор «Аптечной сети 36,6» Владимир Нестеренко уверен, что крупным аптечным сетям придется раздробиться. И эти изменения, констатирует исполнительный директор саморегулируемой организации «Ассоциация независимых аптек» (СРО «АСНА») Виктория Преснякова, идут вразрез с мировыми тенденциями по консолидации на рынке.

Российский рынок отличается высокой конкурентностью и низкой рентабельностью, заявляет гендиректор ЦВ «Протек» Дмитрий Погребинский. По его словам, предлагаемые меры будут способствовать еще большему снижению его инвестиционной привлекательности. К тому же, сейчас нет оптовых фармкомпаний, которые бы превышали порог доли рынка в 35%, установленный антимонопольным законодательством.