Вековая пыль: чем опасно посещение музея?

С приходом теплых весенних дней многие люди в поисках вдохновения отправляются в картинные галереи или музеи, чтобы прильнуть к культурным ценностям. Также именно музейный туризм и по сей день пользуется большим спросом в зарубежных странах. Однако мало кто знает, что экспонаты и произведения искусства защищены специальными стеклами не только ради безопасности самих шедевров. Особый вред организму человека может нанести пыль, которая оседает буквально везде: избавиться от нее практически невозможно. Казалось бы, с этими частицами мы сталкиваемся каждый день, почему следует их опасаться? Но что если возраст пыли исчисляется несколькими столетиями или даже тысячелетиями?

Что представляет собой пыль и каким образом она формируется

Пыль — это мельчайшие частицы органического или неорганического происхождения, имеющие размеры от доли микрона до 0,1 миллиметра. Ежедневно в мире образуются тонны пыли. Около 70% из этих пылевых частиц имеют естественное природное происхождение (осадки, пепел, почва), в то время как другие 30% напрямую связаны с жизнедеятельностью человека. Именно к ним и относится пыль, время от времени появляющаяся на поверхности музейных экспонатов. Она может содержать в своем составе различные химические вещества, микроорганизмы, частицы шерсти, кожи, фрагменты материалов, из которых создан сам предмет и его окружение.

Впервые об особенностях музейной пыли задумался в 1996 году художник из Флориды. Во время уборки в художественном музее Сиэтла он заметил, как от африканской маски отделилась крошечная частичка. Это оказало на творца неизгладимое впечатление: он решил превратить пыль в новый выставочный образец. Таким образом был создан фотопроект «Коллекция пыли в художественном музее», который включает снимки пылевых частиц под микроскопом. На сегодняшний день он насчитывает более 90 образцов из различных культурных хранилищ, которые имеют совершенно уникальную структуру.  

Бельгийские ученые также провели исследование, сравнивая между собой образцы пыли из различных музеев по всему миру. Выяснилось, что их состав может быть совершенно разнообразным: это во многом определяется не только материалом, из которого изготовлен экспонат, но и характеристиками почвы и атмосферного воздуха каждой страны. Музейная пыль может приоткрыть занавесу тайны и рассказать о том, в каких условиях и как долго хранилась определенная вещь.

Бактерии и другие обитатели музейных экспонатов

Еще несколько десятилетий назад исследователи выяснили, что пыль — это не просто однообразная масса, но также целый микробиом. Согласно данным ученых из Северо-Западного университета ЮАР, в ней обитает до 9 тысяч различных микроорганизмов, 2 тысячи из которых представлены грибками, а остальные — спорами бактерий. Группа исследователей под руководством эколога Хартмана выяснила, что микробиом пыли содержит микробы, преимущественно устойчивые к действию антибактериальных препаратов, что представляет собой угрозу для организма человека.

Одной из уникальных особенностей грибков и некоторых бактерий является способность к образованию спор. Споры представляют собой универсальную форму жизни микроорганизмов, позволяющую им долгое время сохранять жизнеспособность в неблагоприятной среде. При создании определенных условий температуры и влажности, которые чаще всего присутствуют в музеях, споры прорастают, что приводит к образованию большого количества микробов. Таким образом, все древние экспонаты так или иначе являются источниками бактериального и грибкового загрязнения внешней среды: именно поэтому их необходимо хранить за стеклянными витринами. Наибольшую опасность для организма человека представляют:

  • Грибки родов Penicillium, Aspergillus

Они заселяют преимущественно предметы органического происхождения (бумага, кожа, шерсть). Грибки выделяют специальные ферменты, которые ускоряют процессы расщепления молекул. По этой причине в музейной пыли содержатся частицы материалов разных экспонатов, которые могут быть довольно токсичны.

  • Бактерии рода Actinomyces, Cyanobacteria, Mycoplasma, Bacillus

Эти микроорганизмы способны выживать в самых экстремальных условиях окружающей среды: именно поэтому они численно доминируют над грибками. Бактерии способны создавать на материалах так называемую биопленку. Выделяемые в ходе жизнедеятельности этих микроорганизмов вещества способствуют образованию нового слоя пыли.

  • Пылевые клещи

Срок жизни этих паукообразных относительно невелик (около 60-70 дней). Они широко встречаются не только в музеях, но и в плохо проветриваемых жилых домах. Особую чувствительность к ним проявляют люди с заболеваниями верхних дыхательных путей и склонностью к аллергии.

Особенную опасность представляют собой экспонаты древнего мира, которые обнаруживаются в оттаявших ледниках. Биологи Экс-Марсельского университета во Франции считают, что вечная мерзлота — это лучший хранитель различных микробов: она надежно защищает их от света и перепадов температуры. Ученые обнаружили фрагменты генетического материала (РНК) вируса испанского гриппа в массовых захоронениях в тундре Аляски. Испанский грипп (он же «испанка») — это одна из самых массовых пандемий в истории человечества: погибло почти 30% населения. Страшно представить, что будет, если этот вирус сможет возродиться.

Факт!

В 1922 году английский археолог Картер вместе со своей командой впервые открыл легендарную гробницу египетского фараона Тутанхамона. Это был настоящий прорыв в изучении древних ценностей: многие из этих предметов искусства и по сей день выставлены в музее. Однако уже на следующий год одному из участников экспедиции пришлось на собственном опыте столкнуться с «проклятием мумии»: он умер от тяжелой пневмонии. Предполагается, что недуг был вызван редкими и опасными грибками, которые могли оставаться на стенах гробницы.

Другой опасной инфекцией, возбудитель которой длительное время может существовать в форме спор, является сибирская язва. Это заболевание имеет практически 100%-ную летальность. В 2016 году в одном из отдаленных уголков сибирской тундры (полуостров Ямал) от заражения сибирской язвой умер 12-летний юноша, а около 20 человек были доставлены в инфекционные больницы со страшным диагнозом. Считается, что из-за сильной жары началось таяние вечной мерзлоты: это спровоцировало активацию возбудителя и его проникновение в ближайшие почвы и воды.

В 2017 году специалисты NASA заявили, что обнаружили в мексиканской шахте бактерии, возраст которых исчисляется 12-50 тысячами лет. Микробы были заперты в небольших углублениях внутри кристаллов, но при перенесении в условия оптимальной температуры и влажности они начали активно размножаться. Ранее предполагалось выставить эти образцы в геологическом музее, но в связи с возможным риском организаторы отказались от этой затеи.

Факт!

В пещере под названием Лечугия в Нью-Мексико также были обнаружены бактерии рода Paenibacillus старше 4 миллионов лет. Несмотря на то, что они не имели никакого контакта с внешним миром, при их изучении обнаружился ужасающий факт: Paenibacillus устойчивы к 70% современных антибактериальных препаратов. В настоящее время изучается вопрос о том, могут ли эти микроорганизмы нанести вред здоровью человека.

Химический состав музейной пыли

Помимо биологических компонентов музейной пыли, необходимо рассмотреть также ее химический состав. Многие древние реликвии изготавливались из материалов и покрывались красками и лаками, о свойствах и токсичности которых человек в те времена знал очень мало. При длительном контакте с воздухом, нахождении в сыром или теплом помещении некоторые химические вещества могут распадаться на ядовитые и опасные для организма соединения, которые затем попадают в пыль.

Печально известна краска под экзотичным названием «зелень Шееле», которая была создана в конце XVIII века. Для ее изготовления использовалась допотопная технология, в ходе которой проводилось нагревание и растворение оксида мышьяка, карбоната калия и сульфата меди. Полученный результат превосходил все ожидания: краска давала один из редких оттенков зеленого цвета. Однако только спустя сотню лет стало известно, что при нахождении во влажной среде происходит химическая реакция между компонентами состава, в ходе которой выделяются токсичные вещества. В изготовлении икон широко использовали следующие ядовитые краски:

  • Сурик (для создания ярко-оранжевого цвета);
  • Киноварь (чтобы получить алый цвет);
  • Ярь (она же медянка).

Последние исследования показывают, что в состав музейной пыли также входят и более «современные» компоненты, обусловленные частым визитом посетителей из разных уголков мира. К ним относят полибромированные дифениловые эфиры, полихлорированные дифенилы и полициклические ароматические углеводороды. Эти соединения имеют синтетическое происхождение и также опасны для человека.

Может ли вдыхание пыли вызвать различные болезни?

Когда человек делает вдох, большая часть пылевых частиц попадает в нос, но далеко не все из них достигают легких. Многие компоненты остаются на ресничках мерцательного эпителия полости носа и удаляются со слизью при чихании или сморкании. Однако длительный контакт с музейной пылью может привести к развитию аллергического ринита, который сопровождается слезотечением и образованием большого количества прозрачных выделений из носовой полости.

Согласно данным зарубежных и отечественных исследований, именно пыль вызывает многие болезни верхних дыхательных путей. Среди них чаще всего встречается бронхиальная астма, которая сопровождается периодическими приступами удушья. Довольно распространены аллергические дерматиты — воспалительные заболевания кожных покровов, возникающие при тесном контакте с музейной пылью. Вероятность заражения особо опасными инфекциями, возбудители которых могут «дремать» на поверхности экспонатов, крайне ничтожна даже для самих работников хранилища.

Анализ пыли: как узнать, чем мы дышим?

Целью анализа пылевых частиц является получение информации не только об их размерах и форме, но и о составе и потенциальном вреде для здоровья. Это позволяет ученым принять необходимые меры для обеспечения защиты не только посетителей, но и самих экспонатов. Среди современных методов исследования применяются:

  • Оптическая микроскопия — при большом увеличении можно оценить состав пылевого образца;
  • Энергодисперсионная рентгеновская спектроскопия дает информацию о форме, размере и составе частиц пыли;
  • Ионная хроматография используется для анализа содержания в образце хлоридов, нитратов, сульфатов и фосфатов.

Как защищают музейные экспонаты от внешних факторов

Практически все экспонаты (за редким исключением) хранятся под плотным стеклом. В музейном помещении создается оптимальный режим температуры и влажности, который предотвращает разрушение старинных материалов и выделение в окружающую среду вредных компонентов. В некоторых случаях допускается использование ультрафиолетовых бактерицидных ламп. Также каждый зал с экспонатами имеет определенную систему вентиляции, которая направлена на удаление пыли и предотвращение ее образования.

Экскурсия без вреда для здоровья: что делать людям, чувствительным к музейной пыли

Не рекомендуется посещать музей при уже сформировавшейся аллергической реакции. К примеру, при появлении повышенной чувствительности к пыльце цветущих растений (весенний поллиноз) следует отказаться от визита в хранилище культурных ценностей. Содержащиеся на экспонатах частицы пыли при вдыхании могут привести к усилению симптомов. По этой же причине врачи не советуют ходить в музей при обострении различных бронхолегочных заболеваний (бронхит, хроническая обструктивная болезнь легких, бронхиальная астма). В самом крайнем случае можно запастись антигистаминными таблетками (Тавегил, Зодак, лоратадин), бумажными платками и защитными масками.

Также лучше посещать музей или выставку старинных шедевров в наиболее разгруженные часы (утром или поздно вечером), чтобы столкнуться с меньшим количеством людей. Именно скопление народу вызывает усиленное движение пылевых частиц, а к уже имеющейся музейной пыли присоединяется бытовая пыль, принесенная каждым человеком с улицы. Можно также узнать у сотрудников, когда проводится генеральная уборка: обычно все экспонаты подлежат тщательной и аккуратной очистке, которая позволяет удалить мельчайшие образования на их поверхности.

Еще один довольно простой способ избежать контакта с вековой пылью — посещать только выставки и музеи современного искусства. Обычно возраст этих экспонатов не превышает нескольких десятилетий, а для их создания используются преимущественно безопасные материалы. Но, как говорится, искусство требует жертв: а поэтому каждый человек должен решить самостоятельно, готов ли он соприкоснуться с «пылью веков».

Использованы фотоматериалы Shutterstock