«Коммерсант» сообщил о участившихся срывах госзакупок лекарств | Медицинская Россия


Срывы госзакупок жизненно важных лекарств приобрели масштабный характер – в первой половине 2019 года число несостоявшихся тендеров увеличилось вдвое, до 60,8 тыс. Главной причиной этого стала новая методика Минздрава формирования максимальной цены контракта при госзакупках, пишет “Коммерсант”. 

Министерство пыталось выровнять закупочные цены по всей стране, но механизм оказался невыгоден производителям.

По итогам первой половины 2019 года количество несостоявшихся госзакупок лекарств увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в два раза — с 31,8 тыс. до 60,8 тыс. Это более четверти всех тендеров, состоявшимися в первой половине 2019 года признаны 163,4 тыс. Соответствующие подсчеты для “Ъ” подготовила аналитическая компания Headway.

Из них следует, что суммарный объем сорванных аукционов вырос на 52%, с 26 млрд руб. до 39,7 млрд руб. Большинство тендеров — 55,6 тыс.— не состоялись из-за отсутствия заявок. Еще 2,8 тыс. были отменены в результате отказа от размещения заказа, а 2,1 тыс. не состоялись из-за недопуска всех участников.

Многие компании избегают участия в госзакупках из-за слишком низкой начальной максимальной цены контракта (НМЦК), устанавливаемой госзаказчиком, уверен гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. С января 2019 года, согласно приказу Минздрава №871н, при обосновании НМЦК на поставку лекарственных препаратов госзаказчики начали использовать модель расчета по референтным ценам. Согласно этому документу, госзаказчик должен выставить минимально возможную стоимость контракта. Несостоявшиеся аукционы приходится объявлять заново с незначительным повышением цены, на что уходит минимум месяц, поясняет господин Шуляк.

Новая методика была принята для выравнивания цен на госзакупках в разных регионах, где стоимость одних и тех же препаратов могла различаться в разы, поясняет заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков.

При этом, например, при расчете НМЦК для относительно небольших поставок учитываются цены крупных тендеров, продолжает он. Господин Глушков напоминает, что в первом квартале Минздрав опубликовал разъяснения, из которых следовало, что цены, рассчитанные в соответствии с методикой, являются «индикативными».

При этом если субъект захочет указать более высокую НМЦК, ему придется обосновывать такое решение, и регионы не хотят брать на себя ответственность, говорит топ-менеджер.

Как сообщалось ранее, различные СМИ по нескольку раз в год будоражат общественность информацией об отказах тяжелобольным пациентам в выдаче лекарств. Поскольку повод «острый и горячий» эти сообщения становятся новостью №1. И как обычно у нас бывает, начинается поиск «крайних», кто же не выдал, не выписал, не обеспечил.

А крайних на самом деле нет. Точнее есть, это вся наша государственная система, которая обещает все, всем и в самые короткие сроки. Лекарственное обеспечение в нашей стране делится на 2 части – обеспечение препаратами во время лечения в стационаре и так называемое «дополнительное лекарственное обеспечение» для льготных и иных категорий, определенных законом. Подробнее читайте: “Пациенты думают: «Деньги-то на лекарства есть, просто эти твари-чиновники их не дают»”