«Прежде, чем возмущаться «бардаку в здравоохранении», подумайте, а не вы ли его устроили» | Медицинская Россия


“Зачем?” – прекрасный вопрос. Простой, всем известный с детства, который сейчас принято недооценивать. Ведь если бы люди чаще задавали себе его и проверяли правильность своего ответа, то жизнь была бы проще. Причём не только конкретного индивида, а жизнь человечества в целом.

Этот вопрос задавали каждому из нас. В том числе, конечно, и мне.
Помню, я работала на «скорой» и приехала на очередной вызов в 4 утра. Вызов был про “пил, плохо”, а по факту – “Мне нужен больничный, а то завтра на работу, а х**во п****ц как”.

Стараясь поменьше дышать, дабы на службе не обвинили в пьянстве, объясняю человеку, что «скорая» больничные не выдаёт.

“А зачем вы тогда приехали?” – удивлённо икнул пациент.

Правильное “Зачем”. Но неправильный адресат.

Если этот вопрос товарищ задал бы себе, он бы не стал нас звать, и наша бригада, возможно, не заставила бы ждать 33-хлетнюю женщину в астматическом статусе – вызов, поступивший на 3 минуты позже. Всё закончилось благополучно, конечно, но ведь могло быть иначе.

Прежде, чем возмущаться “бардаку в здравоохранении”, проанализируйте, точно ли вы не имеете к этому отношения. Другими словами, часто ли вы спрашиваете, зачем?

Ребёнок 2-х месяцев плачет 20 минут. Сыпи, температуры нет, зато стул и аппетит – есть. Вы приезжаете ночью к дежурному педиатру. Зачем?

Вы хотите услышать, что двухмесячный ребёнок может плакать просто так? Но разве вы этого не знаете?

Итак – зачем? Чего вы хотите от врача? Ответа, как водится, нет.

А знаете, что есть? Очередь. Из детей, реально нуждающихся в помощи.

Температура 37,5 у 25-летнего мужчины без отягощенного (в том числе и интеллектом) анамнеза. Третий день. Температура, которую не нужно сбивать. Вызов «скорой» ближе к часу ночи – зачем? Незначительное носовое кровотечение, остановившееся самостоятельно. Вы являетесь в приемное отделение больницы, в кабинет экстренной ЛОР-помощи. Разумеется, ночью. Зачем?

Вы выпивали в весёлой компании три дня назад, в связи с чем у вас случился секс по обоюдному согласию и с благословения алкоголя. Когда партнёр вам не перезвонил, вы обиделись и решили, что он вас изнасиловал. Всё понятно, кроме одного: зачем вы явились к дежурному гинекологу спустя три дня?

Человек пил водку не один день, от чего, разумеется, очень устал и прилёг отдохнуть под деревом. Вместе с заливистым храпом по округе разливается концентрированный перегар. Вы вызываете скорую помощь. Зачем?

Ваша пожилая мать или бабушка неделями жалуется на головокружение и шум в ушах. Зачем вы приводите её просто так в приемное отделение? Хотя тут ясно: надоела, пусть положат.

Прокапают. Зачем “прокапывать” – отдельный серьёзный вопрос. Эти примеры можно приводить бесконечно. Но именно это “зачем?”, оставшееся без ответа, и создаёт бардак.

Отказ от медицинского вмешательства и госпитализации при добровольном обращении – отдельная тема. Прийти к врачу и отказаться от лечения. Зачем приходил? Поговорить?

Случай из жизни знакомого травматолога: мужик поссорился с женой и, чтобы ей было стыдно и плохо, вышел во двор и отрубил себе большой палец на руке. Приехал в больницу он сам, в правильные сроки, отрубленный палец был транспортирован по всем правилам… Но от пришивания пальца мужчина отказался.
Вопрос напрашивается сам собой.

Проведу в очередной раз небольшое разъяснение, возможно, оно поможет (хотя кого я обманываю).

Скорая помощь НЕ выдаёт больничные листы, НЕ назначает лечение, НЕ консультирует по поводу хронических болезней. Эта служба оказывает экстренную помощь на дому (купирует гипертонический криз, восстанавливает ритм, обезболивает) либо при необходимости доставляет в профильный стационар.

Приемное отделение, как и скорая, НЕ выдаёт больничные листы и никакие другие оправдательные документы. Также (запомните, это важно) оно не оказывает консультативную помощь. Функция специалиста приёмного отделения – оказать помощь в том объёме, в котором её не может оказать скорая, и решить вопрос о необходимости госпитализации.

Консультации осуществляются в консультативных кабинетах, поликлиниках, медицинских центрах по предварительной записи.

Что ещё? Дети, бывает, плачут. Старики, бывает, нудят. Лёгкая орви не нуждается в лечении. Врач не сделает так, чтобы 96-летнему дедушке снова стало 20.
Врачи могут лишь то, что могут. И только часть того, что могут, они вам должны.
Будьте благоразумны – и, глядишь, жить станет проще и приятнее.

Автор: Маргарита Алексеева

Как сообщалось ранее, кто такой врач? Какова его функция? Казалось бы, вопросы очень простые, и ответ на них знают все – от едва научившегося говорить малыша до ещё не разбитого деменцией долгожителя. Подробнее читайте: «Пациенты возмущаются снятию серьёзных диагнозов – ведь это льготы и пенсии».