Секреты съёмок любовных сцен

Для того, чтобы любовные сцены на экране смотрелись естественными и непринужденными, еще задолго до съемок им предшевствуют долгая подготовка и четкое планирование. Какие тонкости необходимо учесть при создании эротических сцен – в материале CINEMOTION.

Любовные сцены давно стали неотъемлемым атрибутом художественных фильмов почти любого жанра.

При этом съемка подобной сцены остается одной из самых сложных задач. Многие актеры и режиссеры вспоминают о работе над любовными сценами без всякой ностальгии, поскольку процесс воссоздания физической любви на экране в реальности является делом крайне утомительным и трудоемким. Зритель же, наблюдая за героями, предающимися любви, как правило, не подозревает, на какие ухищрения идут создатели фильма, чтобы действие на экране выглядело должным образом. Каковы же основные секреты создания любовных сцен?

 

Абсолютное большинство постельных сцен являются имитацией физической любви, в том числе в Голливуде настоящий секс на экране исключен полностью. К несимулированным постельным сценам в художественном кино прибегают крайне редко, и в основном наиболее радикальные режиссеры. Дальше всех в этом плане зашел Ларс фон Триер, в последнем фильме которого, «Нимфоманка», в самом деле занимаются любовью звезды мирового уровня, Шайа ЛаБаф, Шарлотта Генсбур и Уиллем Дефо. Подобный опыт является исключительным.

 

Актеры, задействованные в постельной сцене, далеко не сразу предстают перед камерой в обнаженном виде. Съемкам обычно предшествует репетиции, когда актеры исполняют все необходимое в одежде. Залогом удачной любовной сцены, как, впрочем, и любой другой сцены, является четко продуманный порядок действий, импровизация редко дает хорошие плоды, и, в 90% случаев, исключается. Репетиция постельных сцен может занять немало времени. К примеру, на то, чтобы продумать и поставить их в фильме «Любовь и другие лекарства» режиссеру Эдварду Цвику и актерам Энн Хэтэуэй и Джейку Джилленхолу потребовалось две недели.

 

Съемки постельных сцен проходят легче, если актеры знакомы друг с другом. Если нет, то работа над любовными сценами обычно переносится в съемочном графике на более поздние даты, с тем, чтобы актеры имели возможность узнать друг друга лучше. Один из самых успешных режиссеров современного Болливуда Мохит Сури отмечает: «Немалая важность перед съемками сцен сексуального характера отводится взаимопониманию актеров. Нельзя вот так пригласить незнакомых актеров и предложить им сразу же сняться в подобной сцене». Значительно облегчает съемочный процесс симпатия актеров друг к другу. Широко известны примеры, когда натянутые отношения между партнерами сильно затягивали и затрудняли работу над фильмом: так было у Патрика Суэйзи и Дженнифер Грей во время съемок в «Грязных танцах», у Ричарда Гира и Дебры Уингер в «Офицере и джентльмене».

 

В среднем на съемку одной постельной сцены уходит один-два дня при работе над художественным фильмом и три-пять часов, если речь идет о сериале. После каждого дубля с актерами работают гримеры. Если требуется изобразить обильное потоотделение, использует розовая вода или глицерин.

 

Чтобы не смущать актеров, постельные сцены стараются снимать с участием минимального количества членов съемочной группы. Под минимальным количеством, как правило, подразумевается 8-12 человек, включая режиссера, оператора, осветителей и гримеров. Крайне редко удается обойтись меньшим числом людей. К примеру, во время съемок откровенных сцен в эротической драме «Стыд» с Майклом Фассбендером в главной роли на съемочной площадке оставались лишь задействованные в сцене актеры, режиссер Стив МакКуин и оператор. А во время создания постельных сцен в фильме «С широко закрытыми глазами» на съемочной площадке и вовсе оставались только актеры Том Круз и Николь Кидман и режиссер Стэнли Кубрик, самостоятельно встававший за камеру.

 

Для того чтобы помочь актерам снять напряжение и раскрепоститься, некоторые режиссеры идут на довольно экстравагантные меры. Так, Ларс фон Триер, чтобы поддержать актеров во время работы над откровенной сценой в фильме «Идиоты», сам пришел на съемочную площадку обнаженным.

 

Нередко актеры, как правило, достигшие статуса звезд, отказываются сниматься обнаженными. Для таких случаев предусмотрено множество уловок, позволяющих актерам избежать демонстрации своего тела, и при этом создать у зрителя ощущение реалистичности происходящего на экране. Одним из самых простых приемов является монтаж. Кадры с лицом актера монтируются с кадрами, на которых запечатлено тело другого человека, профессию которого обозначают как «постельный дублер». Существуют специальные базы подобных дублеров, в которых собраны анкеты и фотографии людей, готовых дублировать на экране те или иные части тела знаменитостей. К примеру, именно к такой базе обращался Ларс фон Триер, пригласивший для съемок откровенной сцены в «Антихристе» настоящих актеров фильмов для взрослых.

 

Другим распространенным приемом скрыть или приукрасить тело актера, если оно находится не в лучшей форме, является использование специального реквизита. Это могут быть силиконовые накладки, имитирующие формы груди, ягодиц и других частей тела, особые эластичные костюмы телесного цвета и маскировочное нижнее белье. Подобный реквизит заодно помогает актерам расслабиться во время съемок, поскольку позволяет не прикасаться к партнеру напрямую.

 

Можно отметить, что в Голливуде существует сложившаяся практика прописывать в договорах актеров их готовность предстать на экране в обнаженном виде или сняться в постельной сцене. К числу актеров, совершенно исключающих подобный вид работы, относятся Джулия Робертс, Скарлетт Йоханссон и Сара Джессика Паркер.