«Страховых представителей много, но их никто не видел» | Медицинская Россия
Систему обязательного медицинского страхования пока никто не думает упразднять. ОМС становится только сильнее, создавая все больше рабочих мест и вовлекая в себя все больше сотрудников. Вот только все это, к сожалению, никак не сказывается на доступности и качестве медицинской помощи. Об этом – в колонке обозревателя “Независимой Газеты” Ады Горбачевой.
Жалуется наше население на медицинскую помощь и жалуется. До самого президента доходят. И к врачу-специалисту не попасть, и на исследования надо записываться чуть не за месяц, и лекарств эффективных не дают.
Неудачное население попалось руководству здравоохранением. Ведь чего только для него ни делают: и главы регионов в докладах обязательно о здравоохранении упоминают, и специальные чиновники это дело курируют, и даже дополнительные учреждения по организации здравоохранения открыли, – и все граждане недовольны. Не замечают успехов.
А вот еще: 28 мая 2019 года приказом Минздрава вступили в силу новые правила обязательного медицинского страхования (ОМС). Теперь страховщики будут осуществлять полное сопровождение своих застрахованных при получении профилактической и лечебной помощи. К ним можно обращаться с первого визита и вплоть до проведения экспертизы и досудебного решения конфликтов.
Только что прошла 2-я Всероссийская конференция «ОМС: права и новые возможности российских пациентов». Возможности безграничные. Каждому обращающемуся за медицинской помощью подставит плечо страховой представитель. Не слышали о таких? Это люди, которые заботятся о пациентах. Ноу-хау отечественного медицинского страхования. Придумали в 2016 году. И пожалуйста – только за последние полтора года в медицинских учреждениях появилось больше 20 тыс. постов страховых представителей.
По статистике страховщиков, в 2018 году в регионах уже было создано 14 тыс. постов страховых представителей в медицинских организациях, а также более 1,6 тыс. точек контакта – аппаратов для прямой связи со страховыми представителями. Еще около 8 тыс. постов и более 800 точек контакта появилось за первую половину 2019 года. Посты, точки контакта – все серьезно.
Однако, кого ни спросишь, не слышали ни о каких постах и представителях. В районной поликлинике пугаются таких вопросов.
А ведь разработана целая система. Страховые представители, оказывается, бывают трех уровней. Цитирую почти дословно.
Первый уровень – специалист контакт-центра страховой медицинской организации, прошедший подготовку на базе страховой медицинской организации, обеспечивающий информирование застрахованных лиц о необходимости прохождения профилактических мероприятий, проводит опрос застрахованных лиц о качестве и доступности медицинской помощи.
Второй уровень – специалист страховой медицинской организации, прошедший специальную подготовку на базе высшего учебного заведения по утвержденной программе, обеспечивающий организацию информирования и сопровождения застрахованных лиц при оказании им медицинской помощи, в том числе индивидуальное информирование застрахованных лиц о необходимости прохождения профилактических мероприятий.
Третий уровень – специалист-эксперт страховой медицинской организации или эксперт качества медицинской помощи, прошедший специальную подготовку на базе высшего учебного заведения по соответствующей программе, деятельность которого направлена на работу с письменными обращениями застрахованных лиц. Страховой представитель третьего уровня информирует о необходимости своевременного обращения в медицинские организации в целях формирования у застрахованных лиц приверженности к здоровому образу жизни.
Никто из пациентов – завсегдатаев разных поликлиник, которые ходят туда как на работу, ничего не слышал о страховых представителях. Тем не менее они где-то сидят. Сотрудники страховых организаций объяснили, что в поликлиниках работают страховые представители первого уровня. Но если у пациента возникла проблема, которую на первом уровне нельзя решить – например, в регистратуре говорят, что записи к кардиологу в этом месяце нет и не будет, страховой представитель свяжет пациента с представителем второго уровня, который способен ускорить процесс.
Так полагают в страховых организациях. А в реальной жизни пациенты поступают по-другому. Тоже, если хотите, на трех уровнях. Первый – при возможности наскрести деньги обращаются в платный медицинский центр. Второй – идут к заведующей, скандалят, грозят, что напишут в департамент здравоохранения или в Минздрав. Третий – самый грустный: тихо уходят. Ждут, когда будет запись. Иногда не дожидаются. Большей частью это одинокие пожилые люди.
Некоторые обывательские соображения. Страховые представители получают какую-то зарплату. За которую они должны прежде всего призывать население пройти диспансеризацию. Ну еще убеждать вести здоровый образ жизни. Может, за эти деньги учредить лишнюю ставку кардиолога или другого специалиста, чтобы пациентам не ждать приема месяц?
Читайте также: “ОМС убивает общественный сектор здравоохранения”
Источник: medrussia.org