Султанский евнух: работа мечты 17 века
Мальчикам удаляли половые органы и вставляли трубочку для мочеиспускания. За это рабы получали шанс подняться к вершине власти в самом могущественном государстве Европы, Африки и Ближнего Востока. Потрясающую историю евнухов рассказывает автор книг «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия» и романа «Хатидже Турхан» Александра Шутко.
Уже 4000 лет назад правители Ассирии
приказывали кастрировать высших чиновников, чтобы те не думали о захвате трона и основании собственной династии. Позже удалять мужчинам половые органы стали также в ритуальных целях. Ассирийцы считали, что богиня Ку-Баба дарит плодородие. Жрецы должны были взамен пожертвовать богине свои половые органы.
Предполагают, что поклонение Ку-Бабе со временем переродилось в почитание Матери богов Кибеле. После войны с Ганнибалом этот восточный культ позаимствовали в Риме. Там высоко ценили мужскую силу, поэтому запрещали гражданам республики и даже их рабам проходить кастрацию. Римскими жрецами Кибелы были иностранцы.
Рим покорили варвары, и в 4 веке новой столицей империи стал Константинополь. Там не чурались азиатских традиций — мощную фракцию при дворе составляли кастрированные чиновники. Евнух армянского происхождения Нарсес прославился как полководец и дипломат, а в 532 году спас императора Юстиниана во время восстания партий ипподрома.
В 1453 году турки захватили Константинополь и сделали город столицей Османской империи. Как ценные подарки султану евнухов туда поставляли наместники Египта.
А ВЫ КЕМ ХОТИТЕ СТАТЬ, КОГДА ВЫРАСТЕТЕ?
Среди видов кастрации было лишение яичек, члена или всего вместе. Евнухам отрезали яички до середины 15 века, когда султан Мехмед II увидел, как мерин
покрывает кобылу. С тех пор служить в султанский гарем брали только мужчин с полностью удаленными половыми органами.
Оперировали мальчиков, у которых еще не началось половое созревание. Идеальным возрастом считали 8 лет. Жертву привязывали к столу, орган перетягивали веревкой и резали острым лезвием. Рану прижигали каленым железом или заливали смолой, в канал для вывода мочи вставляли бамбуковую трубочку. Затем ребенка на несколько дней закапывали по шею в горячий песок.
Заживление и невыносимая боль при мочеиспускании продолжались несколько месяцев. Многие кастрированные умирали от шока, потери или заражения крови. Остальные приобретали тонкий голос, женственные черты лица и строение тела, а также пожизненное недержание мочи из-за отсутствия члена.
ХОРОШО ЗАКОНСПИРИРОВАННЫЕ ЛЮБОВНИКИ
Физические страдания несколько компенсировал комфорт дальнейшей жизни. На пути к важной должности в администрации гарема евнухи должны были преодолеть несколько ступеней иерархии (от охранников к слугам и надсмотрщикам), поэтому много лет жили в тесных бараках. Но даже такие условия были невиданными в местах, откуда забрали мальчиков. В конце концов, они могли дослужиться до начальника и заработать на собственную резиденцию, или уволиться со службы и … жениться.
Это были искалеченные мужчины, но мужчины. Сплетни об их мастерстве в оральных ласках и пользовании секс-игрушек в 17 веке привели к тому, что кастратам запретили жить рядом с подопечными женщинами.
Сохранились жалобы наложниц, которых отдали из султанского гарема в жены командирам янычарского корпуса
, будто в постели те оказались хуже евнухов. Сестра султана Сулеймана Великолепного даже вышла за кастрата замуж. И она не была такая одна.
Евнух, вынужденный покинуть султанский гарем из-за сильного влечение к женщинам, писал в мемуарах: «Желание становилось таким сильным, что мне хотелось касаться, обнимать, кусать губы, грудь, бедра прекрасных наложниц, которые даже не думали прикрывать рядом со мной свои обнаженные тела. Я чувствовал себя возбужденным быком, поэтому решил уйти из гарема и жениться. Женщина, которая вышла за меня, была верной и преданной женой. Я уверен, что от близости с ней получал гораздо больше удовольствия, чем обычный мужчина».
BLACK POWER!
Пророк Магомет запретил мусульманам кастрировать людей, посчитав это вмешательством в волю Аллаха. Бизнес по поставке евнухов принадлежал христианам, и первые сто лет после завоевания Стамбула большинство служащих имперского гарема были белыми. Мальчиков забирали на покоренных землях Балкан и Кавказа из семей, которые не могли оплатить джизию, налог с иноверцев.
Империя богатела, росли требования женщин к комфорту, у монарха становилось больше потомков. Это стимулировало спрос на кастратов. Во второй половине 15 столетия в гареме работало 20 охранников и слуг, в начале следующего станет 40, дальше будет и по 600–800.
При Мураде ІІІ предпочтение стали отдавать чернокожим евнухам. Рабам, взятым в Судане, отрезали половые органы православные в Эфиопии и копты в монастырях Египта. Кастрированный африканец стоил дорого, дороже красивой христианки. Вскоре африканские евнухи получили при дворе численное преимущество и важнейшую работу. Белым теперь доверяли только внешний периметр и помещения для мужчин, черные присматривали за гаремом и личными апартаментами султана. Начальник черных евнухов кизляр-ага формально руководил персоналом гарема и дворца, а фактически занимал важнейшую должность в государстве после великого визиря
и главного муфтия
.
ВЛАСТЬ — ЭТО ДЕНЬГИ. ДЕНЬГИ — ЭТО ВЛАСТЬ
Могущество кизляр-аги подпитывалось влиянием гарема и прежде всего валиде, матери правителя. Это влияние никогда не было слабым, а в 16–17 веках определяло курс империи. Период Женского султаната
начался с любимой жены Сулеймана Великолепного, украинки Хюррем-Роксоланы.
Только кизляр-ага имел одновременно доступ и к султану, и к гарему, передавал все сообщения между ними и таким образом контролировал важнейший канал коммуникации. Он знал все, и был желанным источником информации для европейских послов, от которых получал немалые взятки. Эти фонды собирали земельные участки и недвижимость, а прибыль от них направляли на благотворительные дела. Кизляр-ага следил за богатейшими вакфами, через которые империя финансировала содержание священных городов Мекки и Медины, за вакфами нескольких сотен мечетей и личными вакфами женщин султана. Так после смерти гречанки Василики, младшей жены Ахмеда I, в управление евнухов перешли Афины.
Управление собственностью ежемесячно приносило кизляр-аге по 20 тысяч куруш (более $ 1,5 миллиона) и позволяло наладить широкую сеть коррупционных связей.
БРЕМЯ БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Интересный пример карьеры белого евнуха подает биография Газанфера. Он происходил из Венеции, но мальчиком вместе с семьей был захвачен в море османскими пиратами. Мать с дочерьми откупилась, а Газанфер с братом Джафером попали в Стамбул, выучились во дворцовой школе и сблизились с наследником Селимом, сыном Хюррем-Роксоланы и Сулеймана Великолепного.
Карьеру султанского придворного мужчина с членом сделать не мог, и уже во взрослом возрасте братья решились на кастрацию. После операции Газанфер стал слугой фаворитки и будущей жены Селима — Нурбану. Их объединяло происхождение. Считают, что Нурбану была дочерью венецианского губернатора греческого острова Парос.
Взойдя на престол, Селим назначил Газанфера капы-агасы, начальником белых евнухов и охраны дворца, а Джафера — хаз-одабаши, распорядителем частных апартаментов султана. Новый правитель имел прозвище Пьяница и через несколько лет умер. Преемником стал Мурад, сын Нурбану. Валиде сконцентрировала в своих руках немалую власть, успешно интриговала против великого визиря и переписывалась с европейскими монархами. Очевидно, не без ее влияния после отставки Джафера место хаз-одабаши занял его брат.
Впервые в истории один человек занимал эти высокие должности одновременно. Газанфер становится ближайшим советником Мурада III, а после его смерти пользуется большим влиянием на Мехмеда III. Евнух накопил немалое состояние, пригласил в Стамбул мать и убедил сестру принять ислам. Однако репутация серого кардинала имеет обратную сторону. В 1603 году из-за уменьшения жалованья взбунтовались янычары. Под угрозой смерти султан согласился с их требованием казнить Газанфера.
В том же году Мехмед III умер от болезни. Главным евнухом в гареме его сына Ахмеда был босняк Хаджи Мустафа. После кастрации мальчика воспитывали в Египте и Йемене, что позволило белому человеку возглавить черных евнухов.
На этом посту Хаджи Мустафа получил славу мецената — поддерживал поэтов, архитекторов и способных государственных служащих. При его содействии осуществилась мечта 19-летнего Ахмеда I о строительстве величественной Голубой мечети на площади Ипподром. На пути проекта стоял главный муфтий, который предостерегал от расходов во времена финансового кризиса, когда в стране шло крестьянское восстание, только что завершилась тяжелая война с Австрией и продолжалась война с Персией. Хаджи Мустафа убедил его аргументом, что именно эти сложные обстоятельства требуют умилостивить Аллаха.
Голубая мечеть стала визитной карточкой Стамбула. Во внутреннем дворике можно увидеть надпись — посвящение султану Ахмеду и кизляр-аге Хаджи Мустафе. Впервые в имперской мечети увековечили имя человека, который не принадлежала к роду правителей.
ЗАГОВОР КАСТРАТОВ
В 17 веке евнухи получили наибольшую силу. Имея доступ к огромным деньгами фондов-вакфов и соответствующее влияние, они осмеливались вмешиваться в династические распри и определять кандидатов на престол.
В 1617 году Ахмед I умер от тифа. Хаджи Мустафа помог впервые в истории османов передать власть не сыну предшественника, а брату. Через три месяца, когда безумие Мустафы I стало слишком очевидным, кизляр-ага уговорил муфтиев признать его недееспособным и способствовал восхождению 13-летнего Османа II.
В 1651 году наставник несовершеннолетнего Мехмеда IV, чернокожий евнух Узун Сулейман, убил его бабушку-регентшу. Тогда во дворце стало известно, что влиятельная Кесем-султан хочет отравить Мехмеда и посадить на трон другого внука. Ночью Сулейман с подчиненными евнухами зашел в гарем. Они нашли регентшу в шкафу и задушили веревкой. Теперь все важнейшие назначения в империи происходили по протекции Узун Сулеймана. Однажды он избил великого визиря, отобрал у него государственную печать и отдал должность своему другу.
Подвинуть евнуха смогла лишь новая регентша, мать Мехмеда IV украинка Хатидже Турхан. Она отправила Узун Сулеймана на пенсию в Египет. Там доживали свой век бывшие начальники имперского гарема. Могилы тех, что умерли в Стамбуле, расположены в почетном месте — на кладбище мечети Эюба, где похоронены и члены султанской династии.
ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ
- Терять власть кастраты начали только в первой половине 19 века, когда в ослабшей Османской империи внедряли реформы по европейскому образцу. Султан Махмуд II передал контроль над вакфами специальному министерству и ограничил полномочия кизляр-аги территорией дворца.
- В 1830 году получили свободу белые рабы, а в 1871 году в империи запретили торговлю всеми рабами, включая африканских. Добровольно в евнухи никто не шел.
Источник: polonsil.ru