Есенин: сирота при родителях
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН СРЕДИ ОДНОСЕЛЬЧАН, НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ В КЕПКЕ.
О Есенине написаны тома премногих тяжелей, но пробовал ли кто вообще рассмотреть путь поэта с огромным даром и сомнительными человеческими качествами в петлю «Англетера»?
По моему глубокому убеждению, Есенин не справился со свалившимся на него даром, закрутился в бесовской суете, не выдержал разрыва между поющей душой и ежедневной пошлостью жизни.
А путь вниз он проделал интереснейший. Вот и давайте его проследим.
Договорившись о следующем: это моя и только моя версия, не претендующая на истину в последней инстанции. В конце концов, каждый устанавливает нравственные рамки для себя сам, а разговор о Есенине это, в немалой степени, вопрос о нравственных рамках.
В ходе работы я постараюсь воздерживаться от моральных выкладок. Всех нервных прошу учесть, констатация, например, факта, что Есенин «детей по свету растерял, свою жену легко отдал другому» не есть осуждение с криком: «Нехороший!». Это просто было и душу поэта деформировало.
Основная задача проследить историю падения ангела русской поэзии; снять сусальную позолоту; попытаться услышать хриплый голос Есенина; разглядеть заместо синих глаз поблекшие и понять, почему все так произошло. Понять, дабы одаренные люди, которые от малепусенького успеха взносят подбородок к небесам, глядя на страшную человеческую драму Есенина, что-то в своем поведении подкорректировали.
«Дело Есенина» растянется не на один выклад. Поскольку нет цели, превратить блог в узкотематический, постараюсь грузить слегка, скажем, один «Есенин» в неделю.
Двигаться будем в порядке хронологическом, — от полей рязанских к номеру «Англетера».
Поехали!
Одна из психологических черт Есенина: он не жил, а выживал, воспринимая мир враждебным лесом, где ты вынужден притворяться средь зверей своим, пуская в ход лисью хитрость, волчий оскал, кошачью мимишность. Не знаю, когда именно оформилась в нем данная черта (двигаясь по вешкам биографии, глядишь, и выясним), но предпосылки к ней яснее некуда.
С ранних лет Есенин познал сиротство, оставшись «в лесу», средь чужих.
Это при живых-то родителях.
Деда со стороны отца Сергей не застал, тот умер задолго до его рождения. Бабушка Есенина, Аграфена Панкратьевна, осталась с четырьмя детьми на руках.
Старший сын Александр Есенин (1873-1931) в 12 лет был отправлен в Москву, «в люди». Вопреки мнениям, которые базируются на концентрации ужасов романа Горького, ничего страшного «в людях» для работящего и скромного рязанского парня не было. Его пристроили мальчиком в мясную лавку, и уже к восемнадцати годам Александр взлетел до младшего приказчика.
Зарабатывал хорошо, решил жениться. В невесты назначил шестнадцатилетнюю Татьяну Титову (1875-1955).
Анализируя бурную жизнь родителей Есенина, заметим, — семья как-никак состоялась только благодаря отцу, но потерпевшей стороной была мать.
Татьяна Александра не любила от слова совсем, считала «молчуном», «некрасивым», но тут веское слово сказал отец Федор Титов, — пойдешь, и баста!
Если Татьяна впоследствии доказала свою нелюбовь к Александру, то чувства к ней мужа загадка. Создается впечатление, — семью он завел по принципу «все женятся и мне надо». Он ни в чем не поддерживал девушку, росшую до женитьбы у родителей в тепле и холе. А поддержка была нужна, — невестка не находила общий язык со свекровью. Муж залетал из Москвы редким гостем и, выслушивая жалобы на мать, замыкался, стремился скорее убраться обратно, в мясную лавку.
К траблам со свекровью прибавились личные беды. Татьяна потеряла двух детей. Особенно было жалко девочку, к малышке все успели привыкнуть, а она не дожила до двух лет.
Рождение Сергея (1895) положения не улучшило, наоборот. К тому времени в доме Есениных появилась еще одна хозяйка, — жена младшего брата. Ее муж Иван Есенин тоже промышлял в Москве. Почему в отличие от Александра он денег домой не посылал, бог весть. Александр же, как примерный сын, все до копеечки отдавал матери. Татьяна чувствовала себя обделенной. По ее словам, порой приходилось ради молока для Сережи продавать вещи из приданного.
Имея на руках весомый козырь в виде ребенка, она принялась настаивать на разделе хозяйства. Муж об этом и слышать не хотел.
После очередной ссоры со свекровью, Татьяна схватила Сергея (тому едва исполнилось три года), и убежала прямо в дождь к родителям.
Здесь мы подходим к личности Федора Титова, деда Сережи по матери. Это был человек, поднявшийся до богатства и его просвистевший.
Во время оно Федор Титов держал несколько барж, ходивших с товаром по рекам. По рассказам сестры Сергея Екатерины, дедушка по возвращению с деньгами гулял не хочу, а прогулявшись, падал в другую крайность, затевая с родными грошовую свару за соль и спички. От него внучок переймет сей метод кнута и пряника в наследство.
К моменту, когда в его доме появился внук, Федор Титов разорился.
Все умилительные рассказы как он учил Сережу читать и баял сказки, вступают в разительное противоречие с тем, как Федор обходился с собственными детьми. Одного из них, Петра, он сделал хромым идиотом, сбросив восьмилетнего мальчишку в порыве гнева с чердака.
А как поступил он с Татьяной, толкнув шестнадцатилетнюю девушку в объятья нелюбимого? Да и потом, — внука на воспитание взял, а дочь прогнал в Рязань, с наказом зарабатывать и по три рубля в месяц на содержание ребенка высылать.
Софья Виноградская со слов Есенина вспоминала:
«Мать свою он в детстве принимал за чужую женщину, и, когда она приходила к деду, где жил Есенин, и плакалась на неудачи в семье, он утешал ее: «Ты чего плачешь? Тебя женихи не берут? Не плачь, мы тебе найдем жениха».
Вторит ей сестра поэта Екатерина:
«Мать пять лет не жила с нашим отцом, и Сергей все это время был на воспитании у дедушки и бабушки Натальи Евтеевны. Сергей, не видя матери и отца, привык считать себя сиротою, а подчас ему было обидней и больней, чем настоящему сироте. Бабушка Наталья Евтеевна часто кормила его потихоньку от снох, на всякий случай, чтобы не вызвать неприятности».
Знаковый момент, — когда удивленные «Письмом матери» («Ты еще жива моя старушка?») друзья спросили Сергея, для чего он «состарил» пятидесятилетнюю на тот момент Татьяну, поэт ответил, что при создании стихотворения представлял не мать, а бабушку.
И все же, Сергею повезло, если сравнивать его университеты с тем, что прошел единоутробный брат Александр Разгуляев, которого Татьяна родила в Рязани невесть от кого и тут же сплавила на воспитание посторонним людям.
Легкость, с которой решались проблемы наличия детей, рифмуется, кстати, с легкомысленным отношением Есенина к собственному потомству. Его отдали деду, брата вообще не пойми кому… Все бывает. Выросли как-то. Ну и эти вырастут. Чего дрожать над приплодом?
Даже рождение ребенка на стороне не заставило Александра дать жене развод, пусть и добивалась она того через суд.
Любил? Пытался избежать позора? Самодурствовал?
Только в 1904 стороны пришли к консенсусу, — Татьяна вернулась к мужу, последний начал раздел с братом и матерью, Сергея забрали домой, на следующий год Татьяна родила дочку Катю.
Только вот незадача, — при первой же возможности мальчик убегал на другой конец деревни, к Титовым, считая родней тех, с кем рядом рос и воспитывался.
Источник: polonsil.ru